В ДОУ с логопедическими группами существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя:
-совмещение программы коррекционного обучения и основной общеобразовательной программы ДОУ,
-отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день,
-сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени требований СаНПиНа,
-отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом.
Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи мы определили следующие задачи.
1. Овладение лексико-грамматическими формами языка.
2. Формирование знаний об окружающем мире.
3. Развитие психических процессов.
4. Моральное воспитание.
5.Формирование основ экологической культуры и правил безопасного поведения.
6. Развитие эмоционально-чувственной сферы.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ:
- проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;
- использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;
- использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов.
Коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В задачу воспитателя также входит повседневный контроль за речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса: он следит за речевой активностью, правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п.
Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда: некоторые их элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время, помогает проводить различные речевые игры с детьми во время занятия.
Все содержание работы воспитателя обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, их применением в быту по назначениям, а логопед на занятиях углубляет словарную работу, а так же формирование лексико-грамматических категорий и в ходе специальных упражнений подводит к сознательному применению их в речевом общении.
Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия воспитателя в вечернее время по заданию логопеда.
Примерный план-конспект вечернего занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема «Овощи». Звук «А».
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие сенсомоторной сферы: пальчиковая гимнастика, развитие слухового и зрительного внимания в речевой подвижной игре.
- Работа над звуком. Задание: выбрать лишнюю картинку.
- Игры на развитие лексико-грамматических единиц:
- «Назови ласково»,
- «Какой? Какая?»,
- «Один – много»,
-«Жадина»
- Составление рассказа по схеме.
Литература
- Кузнецова, С.В. Система работы с узкими специалистами ДОУ [Текст]: методическое пособие [Текст] / С.В. Смирнова, Е.В. Котова, Т.А. Романова// ТЦ Сфера. – 2008. - C. 79
- Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ [Текст]: программно-методическое пособие /Л.Р. Лизунова. - Пермь: ОТ и до, 2010. - 114с.
- Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева. – Москва: Дрофа, 2010. – 79 с.
|