МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида"

Меню сайта
НМЦ Кемерово
Консультативный центр
Категории раздела
Мои статьи [47]
Поиск по сайту

Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с ОНР

 

  • деятельность, требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, нами была поставлена цель:

- формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности.

А так же определены задачи:

- развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи;

- развивать у детей интерес к театральным играм;

- обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями;

- автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.

- развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации ).

- воспитывать доверительные отношения друг к другу.

Мы опирались на следующие принципы:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.
  2. Принцип творческой направленности педагогического процесса.
  3. Принцип свободы и самостоятельности деятельности.
  4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной);

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное усвоение ребенком знаний, умений и навыков и использование их для решения творческих задач.

В группе нами создана предметно - развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров: пальчиковый, театр картинок, театр на палочке, театр бибабо, вязаный театр, конусный, театр на перчатке, теневой театр. Дети могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку.

Работу по театрализованной деятельности целесообразно проводить на последнем этапе автоматизации – в связной и самостоятельной речи. Чтобы вызвать интерес, используем пересказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации (по ролям) и рассказывание сказок с использованием разных видов театра (дети с большим интересом вспоминают содержание сказки, манипулируя персонажами). Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным.

Игры – драматизации организуются на занятиях по развитию связной речи (как итоговое занятие по теме); инсценировки, кукольный театр используются как часть занятия по развитию связной речи. Игры – представления (спектакли) показываются на вечерах развлечений, на праздниках для родителей и детей других групп детского сада (например, воспитанники подготовительной группы с ОНР готовят и показывают кукольный театр для детей младшей группы). Подготовка к играм – драматизациям, инсценировкам, играм-представлениям (спектаклям) ведется во вторую половину дня воспитателем, учителем – логопедом на индивидуальных занятиях.

Сначала разучивается текст произведения, затем проводим упражнения по ритмопластике, разыгрываем этюды, организовываем речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией. Таким образом, разучивая разные роли, ребенок учится правильно и четко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Воспитатель организует работу по развитию выразительности речи в два этапа:

- формирование навыков восприятия интонации,

- формирование навыков её использования в собственной речи.

Исходя из вышесказанного последовательность работы с детьми в течение недели следующая:

1. восприятие роли, работа над текстом, с целью восприятия интонации.

2. работа над ролью в процессе игр и игровых упражнений по развитию выразительности речи, с целью формирования навыка использования интонации в собственной речи.

3. непосредственно театрализованная деятельность.

Чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно и привлекать разных специалистов.

Учитель-логопед проводит работу по развитию речи, используя специальные приемы и упражнения: артикуляционную гимнастику, упражнения для развития интонационной выразительности речи, логоритмические упражнения, коррекционно-развивающие игры (на развитие памяти, расширение словарного запаса, слухового восприятия, логического мышления, словоизменение, словообразование).

Занятие по театрализованной деятельности проводится один раз в неделю во второй половине дня. Итогом еженедельной работы стала «Театральная пятница», на которой дети демонстрировали уровень приобретённых умений.

Работа в группе проводится в тесном контакте с родителями воспитанников. На информационном стенде еженедельно размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при подготовке к игре-драматизации, чтении необходимой детской художественной литературы. В информационном уголке размещаем рекомендации: «Домашний кукольный театр», «Организация методика проведения театрализованной игры». Родители совместно изготовили с детьми атрибуты для различных видов театров.

В результате проводимой работы мы получили устойчивую положительную динамику повышения уровня речевого развития детей с ОНР. Использование театрализованной игры у детей развивает организаторские умения, совершенствует формы, виды и средства общения, доставляет радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания в дошкольном учреждении. Дети с удовольствием ходят на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а следовательно, повышается эффективность нашей работы.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует повышению уровня речевого развития детей с ОНР, у детей развиваются коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог и могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, чтобы были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владели невербальными средствами общения, были развитыми, добрыми, коммуникабельными.

Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим эти непростые, но жизненно важные задачи.

Литература

  1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет ) . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
  2. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации [Текст] / О.С. Рудик – М: ТЦ «Сфера»- 2009. – 176 с.
  3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А.В. Щеткин, М., Просвещение, 2008 г. – 128с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М: ТЦ «Сфера»- 2009. – 128 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: dou-2-gorod (31.03.2017)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Будьте в курсе
Государственные инициативы Национальные проекты Независимая оценка качества образования
Подать заявление
записать ребенка в детский сад
Вход на сайт
Новости
Полезные ссылки
Полезные ссылки для родителей Полезные ссылки для педагогов Полезные ссылки для детей
Архив новостей

МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида" г. Кемерово © 2025
Конструктор сайтов - uCoz