Нравственно-патриотическое воспитание – это часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации. Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе. Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Нужно очень захотеть научить ребёнка любить Родину. Дошкольное детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Но, прежде всего, нужно оградить детей от пустоты души, бездуховности. «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души…» В.А. Сухомлинский.
Великая русская культура, ценности православия и богатая событиями история-основа для воспитания патриотизма. Сейчас Россия переживает тяжёлые времена испытаний. Когда Отечество в опасности, воспитывать патриотов необходимо. Потребность и готовность к её защите.
Для этого мы используем беседы с иллюстрацией на экране об исторических этапах развития нашей страны, начиная с русских богатырей, солдат в царской армии, казачества, историей мировых войн и, заканчивая сюжетами военных учений современности.
На утренники, посвящённые празднованию Дня защитников Отечества, приглашаем участников афганской и чеченской войн, которые в доступной для детей форме, рассказывают о героях тех событий. Чувство сострадания и милосердия у детей вызывают трагические события сирийской проблемы.
Дети с удовольствием поют казачьи песни, инсценируют в танцах.
( Бурку бери, бери, шашку бери…) Так, песня Дубровина «Буденовец» знакомит нас с героем гражданской войны начала XX века. А с каким вдохновением дети поют песню «Ты не бойся, мама» муз. Протасова. Это сегодняшний день. Святое чувство- защитить, прежде всего, свою маму, родной дом. А песня «Солнечный круг…», где вечным призывом к миру звучат слова «Пусть всегда будет солнце…», это остается в душе каждого поколения на всю жизнь. А как же священное наследие православия! Давайте разберемся в этом, по детски, что бы донести до ребячьего сознания. А вот как делаю я. Спрашиваю ребят: - «Где сила земли»? – «В ногах, мы крепко стоим на них, сила физическая идет и питает нас от земли».
– «А что дает нам космос»? – «Знания, великие идеи, творчество».
– «А кто их доносит до нас?» - «Высокие энергии, а что бы их услышать надо научиться слушать тишину, тогда мы сумеем почувствовать тонкие вибрации, услышать музыку звезд и всей необъятной Вселенной».
Все, настрой для духовности на музыкальном занятии обеспечен, включаю классическую музыку и тут, такое творчество включается у детей, только слушай. Каждый становится творцом своей вселенной, своего мирного и светлого пространства. И разве окажется место для негатива в радужной душе просветленного ребенка, после такого космического настроя. Попробуйте коллеги, вам понравится и вашим воспитанникам тоже. А дальше? Поехали, полетели по странам мира.
Что любят дети других стран, чем дорожат? Да тем же самым. Голубым мирным небом, садом, своей семьей и своими легендарными святыми. Так итальянская народная песня «Санта - Лючия», мои дети поют на итальянском языке. И эти, пусть не понятные, но такие музыкальные слова, останутся в детских сердцах на всю жизнь. В этот момент уместно познакомить детей с музыкальными терминами, а они итальянские ( dolсe, Presto, Legato, Stakkato, Vivo т. п.). А как красиво звучит французская народная песня «Кукушка». Мы поем ее в русском переводе, а кубинская нежная мелодия народной песни «Моя мама», дети поют ее проникновенно, мелодично, от всей души. Музыкальное занятие «Музыкальный воображариум», посвящен теме «Песни, народов мира».
Искусство определяет любовь к высоким идеалам, к Богу наконец. Все это помогает детям дошкольного возраста принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании и еще раз о духовности.
Духовность – чуткость к идеалу, а нравственность – стремление к идеалу. Так давайте поможем нашим малышам, с помощью музыки осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.
Воспитывать патриотов необходимо. Что бы помнили не только исторические, значимые события страны, но и жили сегодняшними проблемами, сопереживали и всегда были готовы защитить не только искаженную историю своей страны, но и свою Родину, на которую со светлой надеждой смотрит весь мир. |