У всех в группах есть музыкальные уголки, но не будем останавливаться на перечислении того, что должно быть в каждой возрастной группе. Что дали- то имеем, а скажем о том, как просто и эффективно использовать простые доступные вещи для музыкального развития детей. Это шумовые инструменты (маракасы, треугольник, бубенцы, кастаньеты, коробочки, бубен и прочее).
Главной формой работы с инструментами является игра со звуками. Это простейшая элементарная импровизация, в виде исследования звуковых возможностей инструментов. Она дает детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства. В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: гром, дождик, искорки, ветерок, сильный ветер, медведь идёт, зайчик скачет, барабан с маракасом поспорили, два кузнечика и т.п. Дети в таких импровизационных играх начинают различать и интуитивно понимать выразительность темпа, динамики (громкости), ритма, различных тембров звуковысотности.
Показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл и он может быть понят. Важную роль в таком приобщении играет умение воспитателя организовать творческую деятельность детей игры со звуками, игры с музыкальными инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.
Музыкальный материал в младшей группе: Русский народный потешный, сказочный фольклор, танцевальные мелодии в двухдольном размере. Приемы работы: подражания, имитация эхо и других звуков, игры звуками (бутылки с водой, фантики-колокольчики), свободное манипулирование инструментами.
Дети средней группы уже танцуют с музыкальными инструментами, озвучивают инструментами стихи и сказки, играют в ансамбле (детский оркестр). Оркестр в детском саду – это игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Музыкальный материал: русские народные потешные, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые миниатюры (полька, марш, Гавот, Экосез). Приемы: подражания, имитация эхо, игры со звуками, свободные образные импровизации.
В старшей группе к перечисленному добавляется русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, детские альбомы, коммуникативные упражнения - танцы. Приемы: эхо вопрос, но – ответные импровизации, ритмически оформленные игры звуками. В подготовительной группе важно воспитывать у детей потребность в любительском музицировании (музыка, как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, релаксации, средства общения).
Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности на всю жизнь. Музыкальный материал: русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современные отдельные детские песни, современная танцевальная музыка ( вальс, менуэт, Ноктюрн, скерцо), в различном исполнении. Приемы: эхо, творческое подражание, вопрос на – ответные импровизации, импровизации дуэтом, творческая работа в малых группах.
Обязательно поощрять детей во всех группах, включаться в любительское музицирование вне занятий, создавать условия и возможности для этого, стимулировать оригинальность, проявление фантазии. Помогут вам в этом бутылочки с водой, поющие расчески, деревянные, стеклянные, металлические и другие звуки.
Успехов вам!
|