По отношению к детям дошкольного возраста традиционно проблема непрерывного образования рассматривается в рамках преемственности. Преемственность – это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется «ценность» ребенка и формируются его фундаментальные качества, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и строит свою педагогическую практику, действуя и развивая его потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Непрерывность образовательного процесса – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение детей вперед на протяжении последовательных временных отрезков.
Основной целью преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.
В связи с этим появилась необходимость создания проекта.
«Здравствуй, школа!»
Руководитель проекта: воспитатель Токмакова Ольга Сергеевна
Участники проекта:
- Дети 6-7лет подготовительной к школе группы «Всезнайки»
МБДОУ «Сказочный город» № 2»
- Родители детей;
- Педагоги дошкольного образовательного учреждения;
- Педагоги и дети МБОУ "Общеобразовательная школа № 19"
- Сроки реализации проекта: январь 2014г. – май 2015г.
Место реализации проекта:
МБДОУ № 2
Цель проекта:
- улучшение подготовки детей к обучению в школе;
- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
- углубление интереса ребенка к жизни в школе;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Задачи проекта:
-
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание нравственной личности;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- Сотрудничество и деловой контакт воспитателей ДОУ с учителями начальной школы;
- Взаимодействие с родителями воспитанников по подготовки детей к школе.
Практическая значимость проекта:
1. Работа с детьми строится на основе общей программы воспитания и обучения в детском саду. В рамках проекта предусмотрены занятия с детьми «Познание». Для сохранения физического и психического здоровья детей используются здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности.
2. В рамках проекта повысится уровень самообразования педагогов. Проект предполагает тесную связь с педагогом – психологом дошкольного учреждения, узкими специалистами, с учителями и детьми начальной школы.
3. В рамках проекта предусмотрена просветительская работа с родителями: консультации, беседы, родительские клубы, семинар - практикум; они привлекаются к проведению всех мероприятий:
праздники, спортивные досуги, выставки, конкурсы, День здоровья, Дни открытых дверей, День семьи.
4. В проекте предусмотрены диагностические исследования психологической готовности детей к школе, уровня знаний, умений и навыков, физической подготовленности детей к школе.
5. В рамках проекта использование наглядных, дидактических и методических пособий, мультимедийных презентаций.
- Ожидаемый результат:
- Повысится уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе;
- у детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к школе;
- переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдет естественно и безболезненно для детей.
Основные направления проекта:
- Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ, способствующей формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Сотрудничество с учителями и детьми начальной школы.
- Взаимодействие с педагогами-практиками ДОУ.
Предметно – развивающая среда в группе ДОУ, способствующая формированию у детей положительного отношения к школе:
1. Центр «Скоро в школу!»
2. Уголок познавательных книг.
3. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа»
4. Художественная литература о школе.
5. Сенсорный уголок: конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления); вкладыши, разрезные картинки.
6. Настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки для составления рассказов, звуковые линейки для составления звукового анализа слова, игры с математическим содержанием, шашки, шахматы и др.
7. ИЗО – студия: штриховки, раскраски; силуэты для вырезания; мате-риал для работы в стиле «оригами», пластилин.
8. «Центр науки»: экспериментальный уголок.
9. Фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев, сестер (школьные).
Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта
1. Проанализирована научно - методическая литература по теме проекта.
2. Проведен педагогический мониторинг с целью изучения отношения родителей к проблеме преемственности между ДОУ и школой, изучения интеллектуального уровня развития детей.
3 .Составлен перспективный план организации специальных встреч детей подготовительной группы « Всезнайки» с учащимися МБОУ СОШ № 19, и определен совместный план работы по преемственности на 2014 – 2015учебныйгод.
4.Определены основные направления по взаимодействию с семьей в рамках проекта:
- Анкетирование, опрос;
- Семейное консультирование по вопросам подготовки детей к школе;
- Родительская почта «Спрашивали – отвечаем»;
- Родительские собрания, гостиные;
- «Дни открытых дверей»;
- Просвещение родителей с помощью посещения школы;
- Совместные праздники, физкультурные досуги.
Ожидаемый результат преемственности дошкольного учреждения и начальной школы
Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию общих интеллектуальных и коммуникативных умений, инновацией, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
Новизна проекта: план воспитательного – образовательного процесса ДОУ заключается во внедрении и освоении современных образовательных инновационных технологий, в реализации на практике комплекса мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения и интереса к школе, по повышению уровня подготовки детей к школе, позволяющих детям безболезненно адаптироваться в новых условиях школы.
План мероприятий по подготовке детей к школьному обучению
Работа с детьми
Мероприятия (форма и содержание)
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители и участники
|
1.Праздник «День знаний!».
|
1 сентября
|
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.
|
2.Диагностическое обследование уровня интеллектуального и физического развития детей подготовительной группы «Всезнайки»
|
3-4 неделя сентября
|
Воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог.
|
3.Экскурсии:- школа, музыкальная школа, экскурсия по родному району, выездные экскурсии.
|
в течение года
|
Воспитатели, дети, психолог
|
6.Специальные встречи в библиотеке. С мультимедийным сопровождением.
|
в течение года
|
Воспитатели, библиотекарь, дети.
|
4.Психологическая помощь нуждающимся детям.
|
в течение года
|
Педагог – психолог, дети.
|
|
|
|
5.Совместные праздники, «День Матери» «8 марта», «День защитника Отечества» «А ну-ка бабушки!» и тд.
|
в течение года
|
Воспитатели, дети, родители.
|
6.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности
|
в течение года
|
Воспитатели, дети
|
7.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т.д.
|
Март - апрель
|
Воспитатели, дети
|
8.Чтение художественной литературы С. Баруздин «Кто сегодня учитель?»,А.Барто «Подружки идут в школу» и др. Чтение стихов о школе, загадки, песни.
|
В течение года
|
Воспитатели, дети
|
9.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, Рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы.
|
в течение года
|
Воспитатели, дети, родители.
|
10.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению.
|
1-2 неделя мая
|
Воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог.
|
11. Нетрадиционное родительское собрание совместно с детьми в виде «КВН»
|
май
|
Воспитатели, дети, родители.
|
12Праздник «Прощай, детский сад!» «Здравствуй, школа!»
|
май
|
Воспитатели, педагоги дополнительного образования, дети психолог, родители, музыкальный руководитель.
|
|
|
|
|
Работа с родителями
Мероприятия (форма и содержание)
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители и участники
|
1.Родительское собрание «Роль семьи в воспитании будущего школьника»
|
Сентябрь
|
Педагог – психолог, воспитатели.
|
2.Анкетирование «Готовность ребёнка к школе»
(см. прил 1 )
Участие родителей в выставке «Осенний калейдоскоп»
|
Октябрь
|
Воспитатели, родители, дети.
|
3.Совместный праздник с участием родителей «День Матери».
|
Ноябрь
|
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.
|
6.Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителя начальных классов МБОУ № 19)
|
Декабрь
|
Воспитатели, педагог – психолог, учитель начальных классов.
|
7.Оформление информационных стендов для родителей по подготовки детей к школе:
-«Готовим руку к письму»; (см.прил.2)
-«Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»;
|
В течение года
|
Воспитатели, педагоги дополнительного образования.
|
8. Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.
|
В течение года
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
9.Психологическая школа для родителей
|
В течение года
|
Педагог-психолог, логопед.
|
10.Участие родителей в проведении Дней открытых дверей в школах города, района.
|
Март
|
Учителя школ
|
11. Брошюрки «Советы родителям будущих первоклассников»;
|
Апрель
|
воспитатели
|
12.Рекомендации «Как подготовить ребенка к школе».
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно– исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей. Метод проектов, как одна из инновационных технологий развития дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитания.
Действуя самостоятельно под направлением и руководством педагогов, родителей, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, используя эти знания для создания новых объектов деятельности. Применение метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает детям научиться работать в команде, используя глубоко мотивированную, целесообразную познавательную деятельность. В коллективе вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Согласно в представленном в исследовании опыте работы дошкольного учреждения по организации проектирования, воспитатели научили детей собирать информацию. Дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить для дальнейшего использования. Качественно изменился стиль общения педагогов с детьми.
Активными участниками образовательного процесса стали родители. Проектная деятельность показалась интересной всем участникам. Организация деятельности по применению технологии проектов в воспитательном - образовательном процессе в ДОУ способствовала сплочению педагогического коллектива, на что указывает и высокий уровень активности взрослых и детей, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию инновации.
В целом педагоги и родители единодушно указывали на высокий интерес детей к технологии проекта и высокий уровень мотивации в дальнейшем использовании проектов в совместной деятельности.
Итак, подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению будет эффективнее, если учитываются возрастные особенности детей; используются разные виды проектной деятельности. Таким образом, поставленные в ходе исследования проблемы задачи были решены, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Атемаскина Ю.В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 9. – С. 34-39.
2. Акрушенко, А.В. Ларина, О.А. Каратьян, Т.В. - Лекция №10
3. Битютская, Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты [Текст] / – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.
4. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] / Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. С.24 - 26 с.
5. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] / Л.В. Серебренников; – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
6. Веракса, Н.Е, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /под редакцией Т.С. Комаровой, Васильевой М.А. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
7. Воскобойник В.И. Кравец, М.В.«Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой 1 ступени». 2012 № 5 с 45-55.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС [Текст] «От рождения до школы». Издательство: Мозаика - синтез, 2014-64 с.
9. Гвинейская, С.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] Консультации для педагогов [Электронный ресурс] / С.Л. Гвинейская – Белово 2010 – 24с. // http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html.
10. Гирба, Е.Ю. Экспериментальная работа в образовательных учреждениях [Текст]: учеб. метод. пособие - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 160 с.
11. Гайнуллова, В.С. «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства [Текст] / Е.М. Зотова Е.М. Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011.
12. Горбатенко, О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет [Текст] :учеб. пособие / Волгоград: Учитель, 2012-188 с.
13. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст]/- М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с. |