МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида"

Меню сайта
НМЦ Кемерово
Консультативный центр
Категории раздела
Мои статьи [47]
Поиск по сайту

Методическая разработка «Подготовка детей к школе через проектную деятельность»

 

По отношению к детям дошкольного возраста традиционно проблема непрерывного образования рассматривается в рамках преемственности. Преемственность – это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется «ценность» ребенка и формируются его фундаментальные качества, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка – дошкольника и строит свою педагогическую практику, действуя и развивая его потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Непрерывность образовательного процесса – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение детей вперед на протяжении последовательных временных отрезков.

Основной целью преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.

В связи с этим появилась необходимость создания проекта.

«Здравствуй, школа!»

Руководитель проекта: воспитатель Токмакова Ольга Сергеевна

Участники проекта:

  • Дети 6-7лет подготовительной к школе группы «Всезнайки»

МБДОУ «Сказочный город» № 2»

  • Родители детей;
  • Педагоги дошкольного образовательного учреждения;
  • Педагоги и дети МБОУ "Общеобразовательная школа № 19"
  • Сроки реализации проекта: январь 2014г. – май 2015г.

Место реализации проекта:

МБДОУ № 2

Цель проекта:

  • улучшение подготовки детей к обучению в школе;
  • обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
  • углубление интереса ребенка к жизни в школе;
  • обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Задачи проекта:

    • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • Воспитание нравственной личности;
    • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
    • Сотрудничество и деловой контакт воспитателей ДОУ с учителями начальной школы;
    • Взаимодействие с родителями воспитанников по подготовки детей к школе.

 

Практическая значимость проекта:

 

1. Работа с детьми строится на основе общей программы воспитания и обучения в детском саду. В рамках проекта предусмотрены занятия с детьми «Познание». Для сохранения физического и психического здоровья детей используются здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности.

2. В рамках проекта повысится уровень самообразования педагогов. Проект предполагает тесную связь с педагогом – психологом дошкольного учреждения, узкими специалистами, с учителями и детьми начальной школы.

3. В рамках проекта предусмотрена просветительская работа с родителями: консультации, беседы, родительские клубы, семинар - практикум; они привлекаются к проведению всех мероприятий:

праздники, спортивные досуги, выставки, конкурсы, День здоровья, Дни открытых дверей, День семьи.

4. В проекте предусмотрены диагностические исследования психологической готовности детей к школе, уровня знаний, умений и навыков, физической подготовленности детей к школе.

5. В рамках проекта использование наглядных, дидактических и методических пособий, мультимедийных презентаций.

  • Ожидаемый результат:
  • Повысится уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе;
  • у детей сформируется мотивационная и психологическая готовность к школе;
  • переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдет естественно и безболезненно для детей.

Основные направления проекта:

- Организация предметно – развивающей среды в группе ДОУ, способствующей формированию у детей положительного отношения и интереса к школе.

- Работа с детьми.

- Работа с родителями.

- Сотрудничество с учителями и детьми начальной школы.

- Взаимодействие с педагогами-практиками ДОУ.

Предметно – развивающая среда в группе ДОУ, способствующая формированию у детей положительного отношения к школе:

1. Центр «Скоро в школу!»

2. Уголок познавательных книг.

3. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Школа»

4. Художественная литература о школе.

5. Сенсорный уголок: конструкторы (для развития мелкой моторики руки, мышления); вкладыши, разрезные картинки.

6. Настольно – печатные игры: ребусы, домино, лото, картинки для составления рассказов, звуковые линейки для составления звукового анализа слова, игры с математическим содержанием, шашки, шахматы и др.

7. ИЗО – студия: штриховки, раскраски; силуэты для вырезания; мате-риал для работы в стиле «оригами», пластилин.

8. «Центр науки»: экспериментальный уголок.

9. Фотоальбом «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев, сестер (школьные).

Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта

1. Проанализирована научно - методическая литература по теме проекта.

2. Проведен педагогический мониторинг с целью изучения отношения родителей к проблеме преемственности между ДОУ и школой, изучения интеллектуального уровня развития детей.

3 .Составлен перспективный план организации специальных встреч детей подготовительной группы « Всезнайки» с учащимися МБОУ СОШ № 19, и определен совместный план работы по преемственности на 2014 – 2015учебныйгод.

4.Определены основные направления по взаимодействию с семьей в рамках проекта:

- Анкетирование, опрос;

- Семейное консультирование по вопросам подготовки детей к школе;

- Родительская почта «Спрашивали – отвечаем»;

- Родительские собрания, гостиные;

- «Дни открытых дверей»;

- Просвещение родителей с помощью посещения школы;

- Совместные праздники, физкультурные досуги.

Ожидаемый результат преемственности дошкольного учреждения и начальной школы

Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию общих интеллектуальных и коммуникативных умений, инновацией, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

Новизна проекта: план воспитательного – образовательного процесса ДОУ заключается во внедрении и освоении современных образовательных инновационных технологий, в реализации на практике комплекса мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения и интереса к школе, по повышению уровня подготовки детей к школе, позволяющих детям безболезненно адаптироваться в новых условиях школы.

 

План мероприятий по подготовке детей к школьному обучению

Работа с детьми

Мероприятия (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные исполнители и участники

1.Праздник «День знаний!».

1 сентября

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

2.Диагностическое обследование уровня интеллектуального и физического развития детей подготовительной группы «Всезнайки»

 

3-4 неделя сентября

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог.

 

3.Экскурсии:- школа, музыкальная школа, экскурсия по родному району, выездные экскурсии.

в течение года

Воспитатели, дети, психолог

 

6.Специальные встречи в библиотеке. С мультимедийным сопровождением.

в течение года

Воспитатели, библиотекарь, дети.

 

4.Психологическая помощь нуждающимся детям.

в течение года

Педагог – психолог, дети.

 

 

 

5.Совместные праздники, «День Матери» «8 марта», «День защитника Отечества» «А ну-ка бабушки!» и тд.

в течение года

Воспитатели, дети, родители.

6.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности

в течение года

Воспитатели, дети

 

7.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т.д.

Март - апрель

Воспитатели, дети

 

8.Чтение художественной литературы С. Баруздин «Кто сегодня учитель?»,А.Барто «Подружки идут в школу» и др. Чтение стихов о школе, загадки, песни.

В течение года

Воспитатели, дети

 

9.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, Рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы.

в течение года

Воспитатели, дети, родители.

 

10.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению.

1-2 неделя мая

 

 

 

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог.

11. Нетрадиционное родительское собрание совместно с детьми в виде «КВН»

май

Воспитатели, дети, родители.

12Праздник «Прощай, детский сад!» «Здравствуй, школа!»

 

 

май

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, дети психолог, родители, музыкальный руководитель.

       

 

 

Работа с родителями

Мероприятия (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные исполнители и участники

1.Родительское собрание «Роль семьи в воспитании будущего школьника»

Сентябрь

Педагог – психолог, воспитатели.

2.Анкетирование «Готовность ребёнка к школе»

(см. прил 1 )

Участие родителей в выставке «Осенний калейдоскоп»

Октябрь

Воспитатели, родители, дети.

3.Совместный праздник с участием родителей «День Матери».

 

Ноябрь

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

 

6.Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителя начальных классов МБОУ № 19)

Декабрь

Воспитатели, педагог – психолог, учитель начальных классов.

 

7.Оформление информационных стендов для родителей по подготовки детей к школе:

-«Готовим руку к письму»; (см.прил.2)

-«Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»;

В течение года

Воспитатели, педагоги дополнительного образования.

 

8. Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог.

9.Психологическая школа для родителей

В течение года

Педагог-психолог, логопед.

10.Участие родителей в проведении Дней открытых дверей в школах города, района.

Март

Учителя школ

11. Брошюрки «Советы родителям будущих первоклассников»;

 

Апрель

воспитатели

12.Рекомендации «Как подготовить ребенка к школе».

   
       

 

Заключение

 

На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно– исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей. Метод проектов, как одна из инновационных технологий развития дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитания.

Действуя самостоятельно под направлением и руководством педагогов, родителей, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, используя эти знания для создания новых объектов деятельности. Применение метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает детям научиться работать в команде, используя глубоко мотивированную, целесообразную познавательную деятельность. В коллективе вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Согласно в представленном в исследовании опыте работы дошкольного учреждения по организации проектирования, воспитатели научили детей собирать информацию. Дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить для дальнейшего использования. Качественно изменился стиль общения педагогов с детьми.

Активными участниками образовательного процесса стали родители. Проектная деятельность показалась интересной всем участникам. Организация деятельности по применению технологии проектов в воспитательном - образовательном процессе в ДОУ способствовала сплочению педагогического коллектива, на что указывает и высокий уровень активности взрослых и детей, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию инновации.

В целом педагоги и родители единодушно указывали на высокий интерес детей к технологии проекта и высокий уровень мотивации в дальнейшем использовании проектов в совместной деятельности.

Итак, подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению будет эффективнее, если учитываются возрастные особенности детей; используются разные виды проектной деятельности. Таким образом, поставленные в ходе исследования проблемы задачи были решены, гипотеза подтвердилась.

 

 

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 9. – С. 34-39.

2. Акрушенко, А.В. Ларина, О.А. Каратьян, Т.В. - Лекция №10

3. Битютская, Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты [Текст] / – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.

4. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] / Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. С.24 - 26 с.

5. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] / Л.В. Серебренников; – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

6. Веракса, Н.Е, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /под редакцией Т.С. Комаровой, Васильевой М.А. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.

7. Воскобойник В.И. Кравец, М.В.«Соглашение о совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и школой 1 ступени». 2012 № 5 с 45-55.

8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС [Текст] «От рождения до школы». Издательство: Мозаика - синтез, 2014-64 с.

9. Гвинейская, С.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] Консультации для педагогов [Электронный ресурс] / С.Л. Гвинейская – Белово 2010 – 24с. // http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html.

10. Гирба, Е.Ю. Экспериментальная работа в образовательных учреждениях [Текст]: учеб. метод. пособие - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 160 с.

11. Гайнуллова, В.С. «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства [Текст] / Е.М. Зотова Е.М. Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011.

12. Горбатенко, О.Ф. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет [Текст] :учеб. пособие / Волгоград: Учитель, 2012-188 с.

13. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст]/- М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: dou-2-gorod (20.01.2015)
Просмотров: 2292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Будьте в курсе
Государственные инициативы Национальные проекты Независимая оценка качества образования
Подать заявление
записать ребенка в детский сад
Вход на сайт
Новости
Полезные ссылки
Полезные ссылки для родителей Полезные ссылки для педагогов Полезные ссылки для детей
Архив новостей

МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида" г. Кемерово © 2025
Конструктор сайтов - uCoz