МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида"

Меню сайта
НМЦ Кемерово
Консультативный центр
Категории раздела
Мои статьи [47]
Поиск по сайту

«Коррекционная работа по развитию связной речи с детьми с ОНР»

    Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

  В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает развитие связной речи. Формирование связного высказывания - важнейшее условие усвоения детьми предпосылок учебной деятельности, развития их творческих способностей, познавательной и коммуникативной активности.

    Становление полноценной связной речи – процесс достаточно длительный и сложный. В дошкольном детстве закладываются основы мастерства рассказывания, которые будут совершенствоваться в школьные годы. Формирование связной речи в коррекционной группе, является главной целью всей работы воспитателя. Воспитатели группы в свою очередь решают задачи по развитию связной речи у детей как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке и в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

  Основная функция связной речи – коммуникативная. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса, так как слово - основная единица языка. Но наличие в языке одних только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации.

   У ребенка старшего дошкольного возраста возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи своих впечатлений сверстникам или взрослым. У детей с нарушениями речи снижена потребность в общении из-за речевых нарушений и недостаточного развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

   Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

    Как отмечает Р.Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

   В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

   Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

     Исследования Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и других авторов показали, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной вследствие недоразвития всех компонентов речевой системы. Старшие дошкольники с системным речевым недоразвитием недостаточно владеют умением последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные трудности в построении связного высказывания, в объединении его отдельных элементов в структурное целое, в выборе языкового материала, соответствующего цели высказывания.

    Для высказываний детей с общим недоразвитием речи, характерны: нарушения логической последовательности повествования, нарушение связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

   Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания.

   Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

   Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

    Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

   Работая над формированием связной речи, педагогу необходимо помнить, что вся работа должна проходить в игровой форме, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Необходимо соблюдать несколько важных правил:

- учитывать индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка;

- соблюдать принцип «от простого к сложному»

- способствовать пробуждению интереса к художественному произведению;

- вызвать желание рассказывать сказку самостоятельно;

- отражать в игровой и продуктивной деятельности содержание произведения;

- создавать предпосылки для сочинения собственной сказки.

     При этих условиях обогащается словарный запас, развивается связная речь.

       Улучшению формирования связной речи у дошкольников способствует и применение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на развитие моторики и укрепление физического здоровья, а именно:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастики;

- физминутки, дыхательные упражнения;

- применение танцевальных упражнений и подвижных игр.

     Необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к использованию описательно-повествовательного стиля речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей. А обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер.

   Для обучения этому стилю речи можно выделить три основных направления:

1) составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций;

2) игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз;

3) упражнение в связной речи.

Все занятия по обучению речи идут по степени их усложнения:
- рассказы детей по готовому образцу;

- рассказы описательные;

- рассказы по плану воспитателя;
- рассказы по началу, середине и концу;

- рассказы по картине;
- рассказы по серии картин.

При обучении пересказу занятия включают:

- подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок);

- чтение произведения;

- разбор текста в вопросно-ответной форме;

- упражнения на закрепление языкового материала;

- пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на помощь педагога), далее

– по опорному плану, самостоятельный пересказ. Занятие заканчивается анализом детских рассказов.

      При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формируются речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивается память, внимание, наблюдательность.

      На первых этапах обучения используются подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходит формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. К концу года дети учатся составлять описательный рассказ.

    Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Зимние забавы», «Семья» и др.)

    Дальше идет обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбирается каждая картинка серии (у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с помощью педагогов дети учатся выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения).

Дальше картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне, по вопросам определяется общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляют рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.

     При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляют рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

   Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

- осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

- полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

- последовательность;

- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

- культура изложения в широком смысле слова;

- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям;

- интонационная выразительность речи;

- достаточная громкость;

- отчетливость произношения.

   Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

- организации различных форм помощи родителям;

- содержательно-педагогической работы с ребенком.

   Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Родителям необходимо помнить, что ребёнок дошкольного возраста черпает знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми. Поэтому родителям, как бы они ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его, чаще общаться с ним глаза в глаза. При таких условиях у ребенка появиться желание говорить, появиться мотив, а в итоге у него будет развиваться связная речь.

Работа с родителями по развитию связной речи у детей направлена на:

- создание правильного отношения к ребенку и организацию игр дома, способствующих формированию связной речи;

- закрепление полученных в детском саду навыков, по составлению связных монологических высказываний (рассказы по сериям картинок);

- работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам ,по картинкам в книге определить, о чем она, кто главные герои, с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны, чем закончится эта история;

- составление элементарных описаний (перечисления признаков предметов)

- обыгрывание детских небылиц театрализованными средствами.

       Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематиче­ской коррекционно-развивающей работы логопеда.

      Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Список литературы

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи: Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994.

2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М. 1994 год.
3.
Белова Р.А. Нарушение речи у дошкольников.
4.
Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий - М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. - М.: Просвещение, 2013.

6. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

8. Дефектология №10 - 1990 год, №6 - 1986 год, №4 - 1990 год, №6 - 1987 год.

9. Основы теории и практики логопедии/Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: dou-2-gorod (17.03.2018)
Просмотров: 1554 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Будьте в курсе
Государственные инициативы Национальные проекты Независимая оценка качества образования
Подать заявление
записать ребенка в детский сад
Вход на сайт
Новости
Полезные ссылки
Полезные ссылки для родителей Полезные ссылки для педагогов Полезные ссылки для детей
Архив новостей

МБДОУ №2 "Детский сад общеразвивающего вида" г. Кемерово © 2025
Конструктор сайтов - uCoz