Социально - личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
На сегодняшний день социально – личностное развитие детей дошкольного возраста является одним из важных направлений развития в дошкольном образовании. Однако, как показывает теория и практика, в семье вопросу социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случая необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, важна для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют и так интересно умеют рассказывать.
В социально – личностном развитии детей семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
В общем понимании социально – личностное развитие – это процесс усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с дальнейшим развитием трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а так же социальных качеств личности, как способности преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
В рамках образовательного пространства ДОУ социально – личностное развитие дошкольников реализуется согласно следующей модели:
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- ребенок в семье и сообществе;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
- формирование основ безопасности.
В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО является организация условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Мы, взрослые, воспитатели и родители, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать, лишь приспосабливаемся к изменениям. Дети воспринимают реалии жизни как данность.
В настоящий период наше общество испытываем нарушение преемственности поколений, дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания. И наша общая задача педагогов и родителей – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.
Данный факт находит своё подтверждение в словах А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». |