В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней".
Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
* Осознание того, что хочешь узнать.
* Формирование задачи исследования.
* Продумывание методики эксперимента.
* Выслушивание инструкций и критических замечаний.
* Прогнозирование результатов.
* Выполнение работы.
* Соблюдение правил безопасности.
* Наблюдение результатов.
* Анализ полученных данных.
* Словесный отчет об увиденном.
* Формирование выводов
Картотека. Опыты.
Опыт 1 «Определение возраста рыбы»
Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.
Положить чешуйки на чешуйках. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
Опыт 2. «Жизненный цикл мушек»
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком, В течении двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых конце концов появляются мушки.
Опыт 3.«Влияние силы тяжести на рост растений»
Возьмите домашнее растение, несколько книг. Положите горшок с цветком набок на книги. В течении недели наблюдай те за положением листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растёт энергичнее, и стебель тянется вверх.
Опыт 4.«Растение может обеспечить себя питанием»
Материал: большая (литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.
Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды - это испарившаяся из почвы и самого растения влага.
Опыт 5. «Жёлуди – семена дуба»
Жёлудь с трещинкой сажаем в ящик. Поливаем. ставим в тёплое место, к свету. Наблюдаем, когда появится росток с резными листьями . А из чего вырастает новое растение? Из семечка. Значит, жёлуди - семена дуба.
Опыт 6. «Корень – устойчивость дерева »
Возьмите коробочку с песком, поставьте в неё модель стола дерева без разветвлённых корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива.
Опыт 7.«Ветер расселяет деревья по новым местам»
Возьмите е семена клёна, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полётом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ
Опыт 1. «Посев семечка»
Возьмите глубокий лоток любой формы. Соберите детей вокруг стола и приготовьте почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить дождевых червей. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимся ростком.
Опыт 2.«Сыпучий песок»
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок, возьмите песок в руки, он сыпучий
Опыт 3.«Песок может двигаться»
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Опыт 4. «Свойства мокрого песка»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Опыт 5. «Песочные часы»
Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт 6. «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»
Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песком, а в другую положите истолчённую глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество, глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой, Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду. |