Досуг
для подготовительной группы
«Прикоснись к природе сердцем»
Составила: старший воспитатель Гапоненко М.С.
Цель:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней.
-Развивать умения самостоятельно выражать свои мысли в связном повествовании, в общении.
- Развивать умения целенаправленно наблюдать, сравнивать объекты природы;
- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи.
Образовательная область «Безопасность»:
- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе.
Образовательная область «Здоровье»:
- Учить правильно взаимодействовать с природой.
Материалы:
- Презентация и аудиозаписи звуков природы: шум дождя, пение птиц, вьюга, шум ветра, стук дятла, мычание коровы, кукушка, хруст снега, мурчание кота, лай собаки, шум моря.
- материал для игры «Корзина ощущений»: ветка березы, шишка, яблоко, лимон, кабачок, мягкая игрушка, мяч, птица, перец, морковь, коробочка, спил дерева.
- макет гнезд птиц и яиц для игры «Гнездо», две деревянные ложки.
- отрез синей ткани для обозначения водоема, предметы быта (бутылки, коробки, банки).
Ход:
Ведущий:
- А вы знаете, каким объявлен год у нас в стране?
2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. По всей России проводятся мероприятия по охране окружающей среды. Возможно, за 2013 год как-то решатся вопросы с контролем за вырубкой леса, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, и другие вопросы по защите окружающей среды.
- А что такое «окружающая среда»? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо).
Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
Ведущий:
А давайте сегодня отправимся в путешествие по нашей земле, чтобы лучше её почувствовать и прикоснуться поближе. Ведь много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны!
Вы конечно же узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаете ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?» и «ЗАЧЕМ?».
Для этого я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.
Нужно быстро ответить на вопросы.
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Карась, щука, сом, окунь – это.(рыбы)
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Ведущий: А теперь я проверю, умеете ли вы правильно вести себя в природе.
Разреши ситуацию «Как вести себя в природе?».
1-я ситуация
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Ведущий. Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2-я ситуация
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Ведущий. Правильно ли поступили девочки?
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3-я ситуация
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Ведущий. Правильно поступил мальчик?
Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
4-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Ведущий. Правильно ли поступили ребята?
Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
Музыкально-природная пауза «Угадай, чей звук».
Вы сейчас услышите звук, который надо угадать и назвать, что же это звучало и если отгадка верна, то на экране появиться изображение
Ведущий включает аудиозапись со звуками природы.
Дети угадывают:
- шум дождя,
- пение птиц,
- вьюга,
- шум ветра,
- стук дятла,
- мычание коровы,
- кукушка,
- хруст снега,
- мурчание кота,
- лай собаки
- шум моря.
Ведущий:
Молодцы, вы отлично справились!
А сейчас поиграем в игру «Покажи движениями». Я буду называть, что надо изобразить, а вы должны показать это с помощью движений.
- как птицы собирают ветки и строят гнезда,
- как кружится снег во время вьюги,
- как медведь вылезает из берлоги весной,
- как осенний лист падает на землю,
- как заяц барабанит по пню лапами,
- как растет трава,
- как лиса вынюхивает добычу,
- как идет дождь.
Ведущий:
- Молодцы, мне очень понравилось ваше творчество, словно я побывала на природе! А вам понравилась игра?
-А сейчас настало время, когда нужно ответить на интересные вопросы о растениях и животных!
Вопросы о растениях:
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).
Вопросы о животных:
- У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза).
- Почему в одних случаях заяц – белый, а в других – серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый).
Ведущий: А теперь мы с вами сыграем в игру «Гнездо» и посмотрим, как бережно вы относитесь к природе.
Бежать нельзя, дрожать нельзя.
Дышать можно, только осторожно.
Иначе можно разбить.
Ведущий: нужно взять ложкой яичко из ведра и донести, не уронив, до гнезда. Положить и вернуться на место. Передать ложку другому.
В гости приходит осень.
Осень:
Здравствуйте, ребята! Я услышала, как у вас здесь весело и решила заглянуть к вам и поиграть. Я приготовила для вас интересную игру «Козина ощущений»
Ваша задача: определить предмет на ощупь и назвать только природные объекты и ответить можно ли их найти, там, где мы с вами живем (ветка березы, шишка, яблоко, лимон, кабачок, мягкая игрушка, мяч, птица, перец, морковь, коробочка, спил дерева).
Ведущий: Как интересно, ребята, давайте поиграем с осенью!
Осень:
А теперь, ребята еще одно интересное задание «Очистим водоем от мусора»!
Задание: назвать предметы, которых не должно быть в водоеме и объяснить почему (бутылки, коробки, бумага).
Отмечаются самые интересные ответы детей.
Осень:
А еще я вам приготовила загадки о природе!
- Повернулось к солнцу золотое донце (подсолнух).
- Растёт зелёный кустик, дотронешься - укусит (крапива).
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево).
- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной (заяц).
- В колыбельке подвесной летом житель спит лесной, осень пестрая придёт - на зубок он попадёт (орех).
- Для чего птице хвост ? (им как рулём птица управляет полётом).
Осень:
-Мне понравилось в вами играть, когда-нибудь еще зайду к вам в гости! До свидания!
Ведущий: А теперь наши ребята хотели бы сейчас сказать, что-то очень важное для всех нас!
1 ребенок:
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
2 ребенок.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Итог занятия:
Ведущий:
- Сегодня вы очень много знаний показали: ответили на вопросы, разрешили ситуации, которые могут произойти в природе, вы очень наблюдательны и узнаете звуки природы и повадки её обитателей.
- Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и ,обязательно, будете активными защитниками нашей родной природы. |