Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатываются исследователями А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, А.В. Запорожец, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой и др.
Однако, в практике дошкольных образовательных организаций использованию дидактических игр в режимных процессах детей уделяется недостаточное внимание.
Проблема исследования: каковы педагогические условия применения дидактических игр в режимных процессах детей дошкольного возраста?
Цель исследования: определить возможности применения дидактических игр в режимных процессах.
Объект исследования: организация режима дня детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия применения дидактических игр в режиме дня.
Гипотеза исследования: применение дидактических игр в режимных процессах будет успешным, если:
- учитываются возможности дидактических игр;
- выработана методика руководства дидактической игрой у детей дошкольного возраста;
- подобран комплект дидактических игр.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие «режим», его значение, определить требования к режиму.
- Рассмотреть организацию режимных процессов в ДОО.
- Проанализировать педагогический опыт по организации режимных процессов.
- Изучить возможности дидактических игр при организации режимных процессов у детей дошкольного возраста.
- Составить методику руководства дидактической игрой у детей дошкольного возраста.
- Подобрать дидактические игры, используемые при организации режимных процессов у детей среднего дошкольного возраста
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, обобщение, конспектирование психолого-педагогической литературы;
- эмпирические – апробация дидактических игр.
База исследования: МБДОУ № 2 «Сказочный город» г. Кемерово.
Основой нормального развития и правильного воспитания детей дошкольного возраста выступает режим.
Т.Л. Богина и Н.Т. Терехина дают наиболее полное определение режима дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности
Режимные процессы – это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов, среди которых выделяют следующие:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание;
- приемы пищи;
- личная гигиена.
Каждой форме работы с детьми, определено место в режиме дня и рассчитано примерное время на реализацию этой формы в работе с детьми. Формы работы адекватны возрасту детей.
Очень важно приучить ребенка к правильному режиму.
Важной частью режима дня является игровая деятельность. Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей, по словам А. С. Макаренко, играть в «хорошую игру». Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Игра способствует обогащению опыта детей, развитию психофизического раскрепощения и творческих способностей. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов
В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема; в промежутке между завтраком и занятиями; на дневной и вечерней прогулках; во второй половине дня; в вечерний период, перед уходом детей домой.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с детьми организовывают разнообразные игры: сюжетно – ролевые, строительные, театрализованные, настольно – печатные, словесные, коммуникативные, подвижные, хороводные, народные и т.п.
Дидактические игры выступают составной частью занятий, в часы, отведенные для игровой деятельности, дидактические игры организовываются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, так и небольшими группами или же индивидуально.
Организация дидактических игр осуществлялось в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входит:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могли спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих (это могла быть вся группа, небольшие подгруппы, или же индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки).
Проведение дидактических игр включает в себя:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который использовался в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточнялись знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого мы учили детей правильно выполнять действие, объясняя, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера нашего непосредственного участия в игре определялась возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, мы направляли действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры. Это ответственный момент в руководстве игрою, т.к. по результатам, которых дети добивались в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры мы всегда спрашиваем у детей, понравилась ли им игра, и обещаем, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам, которые определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.
Новые игры мы вводим постепенно во второй половине дня.
Для организации дидактических игр в режимных процессах мы использовали различные методы и приемы:
- игровые (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования);
- словесные (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и др.);
- наглядные (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).
Дидактическая игра как игровой метод обучения применяется в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий мы можем не только передать детям определенные знания, но и научить их играть.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляли интерес к игре.
Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.
Детям младшей группы мы даем предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как в этом возрасте ребята еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе мы используем такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, мы просили их отобрать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для игры в семью, строителей и др.
Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удается вызывать интерес к самостоятельной игре, подсказать ребятам замысел игр с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяются при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Мы организуем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняли определенные роли продавца или покупателя в игре «Магазин», пекарей в игре «Пекарня» и т.д. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» и т.д.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов». Дети с удовольствием играют в них как самостоятельно, индивидуально, так и в компании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.
Таким образом, как форма организации жизни и деятельности детей дидактическая игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно играть, зная, что их не будут отвлекать, торопить.
Список литературы
- Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе [Текст] / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание.– 2012.– № 8.– С. 28–34.
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Т.М. Бабунова.- М.: Сфера, 2010.- 208 с.
- Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехина.- М.: Кнорус, 2011. - 189 с.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко.– М.: Просвещение, 2008.– 190 с.
- Бочкарева, Л. О проблемах дидактической игры [Текст] / Л. Бочкарева // Дошкольное воспитание. – 2013. – №7 – С. 45–47.
- Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 140 с.
- Елисеева, О.И. Игровая деятельность в режиме дня ребенка-дошкольника [Текст] / Новые ценности образования.- 2013.- № 3.- С. 23-26.
- Ельчанинова, Е.Н. Организация режимных моментов на основе литературно-художественных произведений. Из опыта работы воспитателя ДОУ [Текст] / Е.Н. Ельчанинова // Дошкольник. Младший школьник.- 2014.- № 9.- С. 11-12.
- Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова.- М.: Просвещение, 2010.- 190 с.
- Зебзеева, В.А. Организация режимных моментов в ДОУ [Текст] / В.А. Зебзева.- М.: Просвещение, 2009.- 120 с.
- Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст] / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: Детство–Пресс, 2010.– 369 с.
- Кузнецова, Е.В. Организация и проведение режимных моментов в летний период [Текст] / Е.В. Кузнецова // Детский сад от А до Я.- 2016.- № 1.- С. 58-61.
- Мальцева, М.В. Организация режима дня в ДОУ: опыт работы [Текст] / М.В. Мальцева // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7.- С. 8-11.
- Маслов, А.А. Режимные моменты [Текст] / А.А. Маслов // Народное образование.- 2014.- № 3.- С. 233-239.
- Модина, М.Г. Организация щадящего оздоровительного режима в ДОУ [Текст] / Дошкольная педагогика.- 2011.- № 9.- С. 2
|